Звукорежиссеры старой закалки ответят однозначно «НЕТ» и будут правы: выпустить реально качественный материал без студийных мониторов будет достаточно сложно, но мы все же попытаемся пролить свет на эту тему - как можно максимально приблизить свое звучание к желаемому. Не у всех есть возможность приобрести дорогие мониторы, а они относятся к тем вещам, на которых экономить уж точно не стоит.
Наверное правильнее всего было бы пойти на студию, но и это не всегда нам подходит в силу различных факторов. Так что же все таки делать, если сведение нужно, а сводить не на чем? Об этом и будет наша статья.
Соберите все что воспроизводит звук
За годы жизни у каждого из вас накопилось достаточно разной раритетной звуковоспроизводящей техники: музыкальный центр или наушники, даже старый магнитофон подойдёт. Вы спросите зачем? Для этого нужно понимать принцип работы студийных мониторов и для чего они вообще нужны. Студийные мониторы в силу своего линейного АЧХ(Амплитудно-частотная характеристика) не украшают звучание, что дает нам возможность максимально честно оценить записанный материал.
Вы спросите зачем доставать из шкафов, диванов пыльные и богом забытые колонки? Я думаю не сложно догадаться, что мы будем искать « золотую середину» звучания. У каждых колонок или наушников разное АЧХ: кто- то больше блещет серединой, у кого-то все наоборот. Поэтому мы будем заниматься сравнением.
Простая арифметика! Допустим, колонки А имеют завышенные верхние частоты, а колонки B наоборот. Таким образом, суммируя эти два значения, получаем «ноль» - АЧХ будет ровной. Сменяя поочередно колонки, мы сможем найти эту середину, что нам собственно и нужно. Хотелось бы дополнить, что чем больше ассортимент колонок, тем выше вероятность получить ожидаемый результат.
Если вам это затея показалась смешной, то спешу вас переубедить в том, что это работает и практикуется на многих профессиональных студиях. Я думаю каждый из вас слышал такую фразу: «Если буде звучать на этом, то будет звучать на всем» - всегда нужно проверять ваш звук на других системах для того, чтобы максимально угодить любому слушателю, будь то студент с 'капельками' или аудиофил.
Определите лучший источник звука
Собрав все, что у вас было, вы столкнулись с проблемой: а куда это все подключать? Подключать мы будем все попеременно. Для начала стоит определиться, что мы все-таки из этого всего возьмем за эталон. В идеале было бы хорошо прослушать каждый из предоставленных вариантов, но если вы уже знакомы со звучанием всех своих колонок, то это лишняя трата времени. Напомню, речь идет не о технических характеристиках, а о звучании, поэтому полагаемся только на слух.
Найдя подходящий нам воспроизводящий прибор, берем его за эталон звучания, а остальная техника нам понадобиться в качестве вспомогательной. Не каждый имеет возможность подключить все сразу, хотя было бы удобно. Но если такой возможности нет, то придется немножко усложнить процесс и менять местами провода.
Апгрейд эталона!
Как-то мне довелось провести небольшой эксперимент со старыми колонками из набора в музыкальном центре: я выбирал наилучший вариант колонок. При прослушивании данного прибора, меня очень сильно смущал резонанс правой стенки в области низких частот, но в целом звук был очень даже неплохой, но вот с низкими частотами было что-то не так. Проверив генератором частот, пришел к мнению, что скорее всего проблема в частотном дисбалансе.
Собственно в чем заключался эксперимент. «Особо мнительных просьба выйти из зала». Я разобрал колонки и, наблюдая пустоту в середине и держа в руках ДСП от стенки, вопрос про диссонанс пропал сам собой. Я решил как-то изолировать динамик от стенок с помощью поролона и обыкновенной ваты. Стенки отделал поролоном и внутрь положил вату, предварительно распушив её. На мое собственное удивление эта процедура помогла устранить беспокоящие меня проблемы с низкими частотами: бас стал выраженным, исчезла резкость в верхах, середина зазвучала чище и пропал этот раздражающий гул.
Чтобы проверить не самовнушение ли это, проделал то же самое с другими колонками и результат был такой же положительный, как и в первый раз. Советую вам попробовать и убедиться самим, только не забывайте о гарантии: любое вмешательство автоматически аннулирует ваш гарантийный талон, так что если проводить такой эксперимент, то только на старой технике.
Нормализируйте оборудование
Важной проблемой начинающих звукорежиссеров является ненастроенное оборудование или программное обеспеченье. Часто бывает так, что когда вы садитесь сводить, то понимаете что что-то не так со звуком и причиной могут быть посторонние VST или железо.
Так что возьмите за правило прежде чем начинать работу убедиться, что все отключено или находиться на нулевых позициях. Сделать это очень просто и совсем не трудно, зато сэкономит много времени и нервов , при поиске причины «плохого звучания».
На первый взгляд после нормализации процесса может показаться, что все звучит сухо, тихо, не живо - этого мы и добивались .Если вам не довелось слышать качественные мониторы, то звучание их тоже не блестит красками, т.к основная их функция не красить звук,а показывать недостатки звучания.
Хотелось бы затронуть еще одну немаловажную тему, с которой часто сталкиваются начинающие «звукорежиссеры» - это отличие моно режима от стерео, поэтому прежде чем приступать к работе, убедитесь, что ваши мониторы звучат в стерео режиме.
Не забывайте использовать наушники
Наушники как дополнительный источник мониторинга: преобладающие число людей слушает музыку в наушниках, поэтому желательно было бы проверить как ваш трек звучит в них. Звучание в наушниках значительно отличается от звучания в колонках - оно ярче выражено, заметнее мелкие детали, ну и атмосфера другая. О существовании мониторных наушников знают все, ну так вот если у вас есть такие, то это очень хорошо, а если нет - выбираем из того, что есть.
Найдите эталон
Каждый, наверное, имеет такой трек, звук которого вас приводит в восторг. Так вот один из методов сведения заключается в том, чтобы выбрать композицию, которая близко подходит к вашему музыкальному направлению и является для вас эталоном звучания. Желательно , чтобы трек был взят из качественного CD, а не скаченный из интернета в формате MP3, так как звук будет абсолютно разным. Многие почему-то пренебрегают, а может и забывают об этом приеме, но мне кажется, что очень зря. На практике выглядит это таким образом: загружаем композицию себе в проект и периодически, в процессе сведения, сравниваем эталон со своим звучанием.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что следуя советам перечисленным выше, у вас получится добиться неплохих результатов. Помним, что без мониторов действительно качественного сведения сделать у вас не выйдет, но, как я уже говорил, «середнячек» гарантирован. Если после выполнения данных советов вышло так, что вам не удалось улучшить свое качество, то проблема может оказаться совсем в другом: качество записи, недостаточно хорошее оборудование или неопытность и многое другое. Если все же так случилось,то правильным решением будет отдать вашу работу профессионалу, который уж точно знает что делать.
Мне все равно, что вы думаете обо мне. Меня радует, что вы думать научились.