Один из самых простых вариантов: «просто - не значит качественно», поэтому я бы назвал этот способ «безысходность». Мне хотелось бы верить, что каждый человек, который читает данную статью, хоть немножко, но знаком с основами звука и уж точно знает, как работает эквалайзер. Данный способ заключается в вырезании некоторых частот, в которых лежит вокал. Но в силу того, что каждый вокал особенный и имеет свой индивидуальный частотный диапазон, то мы рассмотрим некую середину женского и мужского вокала.
Приблизительное расположение женского вокала на частотной таблице эквалайзера лежит в районе от 150 до 1500 hz , а мужского - от 80 до 500 hz, без обертонов.
Вверху я написал, что назвал бы этот способ «безысходность» - минусы этого способа в том, что, когда вы будете резать частоты в этих областях, вы будете затрагивать саму фонограмму, потому что в этих областях находится не только вокал, но еще и различные инструменты: гитара, барабаны и так далее. Прикладываю таблицу частотных характеристик всех инструментов:
Поэтому не рекомендуется использовать этот способ. А что касается обертонов (призвуки: дыхание и так далее), то если мы будем убирать вокал вместе с ними, то от инструментала ничего не останется, поэтому и бек- вокал вырезать нам не удастся.
Вот мы и рассмотрели самый простой и наименее эффективный способ. Его использование рекомендуется только в крайних случаях, когда нет возможности испробовать другие способы из нижеперечисленных.
Способ второй: Фазовый вычет Для начала мы поговорим о фазе: если мы захотим кому-то показать музыку на картинке, то скорее всего это будет звуковая волна. Фазой мы называем тот момент, когда одна волна идентична другой, противофаза же - наоборот:
Теперь вернемся к нашей основной проблеме. Сразу оговорюсь, что такой способ не подходит для моно фонограмм, только стерео - первый из недостатков.
Вторым минусом является то, что после взаимовычитания каналов получаем обратный процесс - фонограмма становится моно. Самой большой проблемой этого способа является то, что после таких манипуляций затрагивается не только вокал, но и инструменты, которые находятся в одном частотном диапазоне с вокалом. Желательно прибегать к такому способу тогда, когда ваш вокал не наполнен стерео реверберацией, ибо ей суждено будет остаться на фонограмме.
На практике это выглядит очень просто - существует огромное количество VST плагинов, которые помогут вам в этом деле. Зачастую они выглядят очень просто. Порекомендовать могу Voice Attenuator - никаких сложных алгоритмов: три ползунка и пару кнопок.
Первый способ + Второй способ Экспериментируйте и может тут появится на один способ больше)
Пересмотрим подход ко второму способу
Ранее было сказано о недостатках второго способа, что вследствие такого взаимовычита будут утеряны некоторые инструментальные партии: барабан, гитара и так далее. Так вот, как бы это абсурдно не звучало, есть возможность это дописать в ручную, если вы знаете, что такое аранжировка, то я думаю вы понимаете, что проще дописать недостающие компоненты, а не переписывать всю композицию с нуля. Но этот способ подходит для тех людей, которые в этом разбираются.
Утилиты В вышеперечисленных способах не было упомянуто о существующих программах и утилитах, вы спросите: а нельзя было раньше сказать и не морочили бы голову… Проблема в том, что все эти программы основываются на принципах первого и второго способа. Теперь вы понимаете, как устроены эти программы, и сможете анализировать качество их работы с «профессионального взгляда», что касается выбора таких программ, то тут нужно пробовать. Приведу пример нескольких: Elevayta Extra Boy Pro и Yogen Vocal Remover. Чтобы не возникало лишних вопросов: «а где скачать?», то напомню всем о таком чудо-изобретении, как google и Rutracker - все эти программы есть в бесплатном доступе.
В данный момент также существует несколько сайтов, которые предлагают убрать вокал из песни онлайн, но опять же принцип их работы основан на перечисленных способах.
Лучший способ Самое вкусное напоследок, так сказать «десерт», - все это время мы преследовали цель получить чистую фонограмму, которая будет годна для последующих манипуляций с ней. Есть такой способ, но он подразумевает денежные затраты. Все наверное знают о такой профессии, как звукорежиссер, - эти люди долго учатся и долго практикуются не для того, чтобы потом кто-то придумал программу, которая забирает у них их хлеб. Так я это к чему, идеальным способом является заказать работу у профессионала, как говорится «кто на что учился». В наше время заказать качественный минус стоит не так дорого, не дороже вашего таланта. Большую часть фонограмм можно найти в свободном доступе в интернете или использовать программу Shazam (очень полезна в поиске сэмплов ), но исход один - это не будет качественной работой и вы не получите то, ради чего потратили свои усилия. Если вы подходите к своему творчеству серьезно, я думаю этот способ будет для вас самым просты:, профессионал вам даст много дельных советов, которые пригодятся на вашем творческом пути в будущем.